История Посёлка

Поселок Пржевальское находится на историческом месте. Здесь в IV-VIII веках находилось поселение славян-кривичей (группа восточнославянских племен). В XV-XVII веках берега Сапшо также были заселены. Тогда неподалёку от этих мест шёл путь из варяг в греки через реки Половья, Сапша, Ельша, Межа.

Первое упоминание о поселке было связано с началом постройки церкви (нынешней церкви Вознесения Господня). Это был 1724 год, тогда в межевой книге (такой документ, дающий детальную информацию о размерах и границах земельных владений) была сделана запись о постройке в селе Слобода помещиком Григорием Огонь-Догановским деревянной церкви в честь святого пророка Илии. Однако церковь достраивалась до 1782, этот год и считается годом постройки храма. Поселение принадлежало подпоручику Л. А. Глинке и его родственникам.

Слобода в эти годы была немноголюдна. По переписи 1859 года в ней значилось 5 домов, в них проживало 16 душ мужского и 25 душ женского полу (кроме господской усадьбы с её дворовыми людьми). В 1863 в нынешней церкви Вознесения Господня была открыта церковно-приходская школа, в которой священник учил 5 учеников. В 1881 году в Слободу приехал уже тогда известный путешественник Николай Михайлович Пржевальский. Он приобрёл имение Слобода, где ранее жил Глинке.

Теперь на этом месте находится музей (Дом-Музей им. Пржевальского). Пржевальский построил новый дом (данный дом в последующем и был воссоздан как музей) рядом со старым имением и заселился в него. Правда, прожил он там недолго, буквально год. Далее в жизни путешественника идет бурная череда поездок, исследовательских работ, путешествий и т.д. После смерти путешественника дом и усадьба перешли во владение его братьев. Совместными усилиями вместе с крестьянами поместье удалось сохранить.

Тот факт, что Пржевальский купил имение в Слободе, привлек внимание местных властей, так как Николай Михайлович Пржевальский был знаменит и уважаем уже в те времена. По этой причине в 1886 году открылся фельдшерский пункт, в 1889 году — врачебный пункт, имевший амбулаторию и стационар, далее открылось почтовое отделение и телеграф. В 1898 году имение Пржевальского объявили заповедным местом. В августе 1888 года Пржевальский уехал из Слободы в пятое путешествие по Центральной Азии. В экспедиции Н. М. заболел брюшным тифом и 20 октября 1888 года его не стало. После смерти путешественника дом и усадьба перешли во владение его братьев. Они сохранили здесь все, как было при Николае Михайловиче, однако Великая Отечественная Война стерла их старания.

Несмотря на то, что имение прошло через гражданскую войну, нисколько не пострадав в годы ВОВ гнездо было сожжено фашистко-немецкими захватчиками в августе 1941 года. Дело в том, что на месте нынешнего поселка шли активные партизанские бои с немецкими войсками (совсем недалеко проходила линия фронта). Впоследствии дом был восстановлен на том же месте и в том же облике. Работы по восстановлению велись с 1969 по 1975. Как музей здание открыло свои двери в 1977 году. Создатели музея попытались максимально точно воссоздать убранство дома великого путешественника.

Административная карта Смоленской области перекраивалась несколько раз. С 1927 по 1929 год Слободская волость входила в Ярцевский уезд. Затем она была преобразована в район с центром в Слободе. 20 сентября 1930 года Слободской район ликвидирован. Его территория поделена между Демидовским и Пречисенским районами. 24 сентября 1938 года с целью развития хозяйства региона было принято решение вновь образовать Слободской район, включив в него часть Демидовского, Велижского, Ильинского и Пречистенского районов.

Во Время Великой Отечественной Войны Слобода была захвачена немецкими войсками. Немцы вошли в поселок 16 июля 1941 года. Освобождено село было лишь в следующем году. 1 февраля 1942 года в село Слобода вошло подразделение 332 стрелковой дивизии 4-й Ударной армии. Вскоре район был освобождён. Однако уже в октябре 1942 г немцам удалось вновь выйти к Слободе. Более 11-ти месяцев линия фронта проходила через село по линии деревень Шугайлово—Покровское—Слобода—Климяты—Желюхово—Рибшево. И 21 сентября 1943 года Слобода, наконец, была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

История Края





Богата история Поозерья. На территории национального парка встречаются памятники истории и культуры охватывающие время от мезолита до середины XX века.

Заселение этого края началось более 10 тысяч лет тому назад. Сохранились археологические памятники каменного, бронзового и железного веков: неолитические стоянки (обнаружено 11 шт) городища (9 шт.) и селища (13 шт.), курганные могильники славян-кривичей. Уже в IX веке смоленская земля превратилась в крупнейший центр славяно-норманнских контактов. Обнаруженные по берегам рек древние стоянки, могильники, жальники, монетные клады подтверждают версию о наличии оживленного водного пути, соединяющего устье Днепра с Русским Севером.

Много веков назад самой лучшей дорогой через дремучие леса Смоленщины был именно водный путь. Даже относительно недавно, всего лишь пару сотен лет назад из смоленских городов Поречье (ныне Демидов - центральный город района, в котором расположена большая часть Национального Парка «Смоленское Поозерье»), что на реке Каспля и Белый, что на реке Обша, отправляли в Ригу суда грузоподъемностью до 10 тысяч пудов! Везли хлеб, лен, пеньку (волокна стеблей конопли), конопляное масло. Водный путь от Поречья до Риги в ту пору составлял всего четырнадцать дней, и смоленские товары через Ригу шли дальше за границу. Каждую весну только из Поречья в путь на север пускалось до тысячи судов. Дело было весьма прибыльным, несмотря на то, что сами барки1-струги2 назад не возвращались, а по прибытии в конечный пункт шли на слом В 1723 году в Поречье была открыта при слиянии рек Каспля и Гобза специальная пристань, предназначенная для обслуживания перевозок в Ригу.

На территории парка расположены остатки и одного из самых загадочных древнерусских городов — Вержавка. К образованнию этого города, в свое время второго по величине в Смоленской земле, привел значительный приток сюда славянского населения в X-XI веках. Расположенный на одной из ветвей знаменитого «Пути из варяг в греки», город процветал в XIII-XIV веках. Он утратил свое экономическое значение только лишь с угасанием водного пути.

Во время польско-литовского нашествия Вержавск был разрушен и окончательно прекратил своё существование в XVII веке. До настоящего времени сохранились остатки детинца3, городской посад4 и курганный могильник. Это единственный полный археологический комплекс на территории парка, включающий остатки городища, селища и языческого кладбища древних славян.

В XVII веке эти эемли подвергались набегам польско-литовсккх отрядов. Самоотверженная борьба русского народа против иноземных захватчиков увековечена в названиях населенных пунктов Побоище (в честь битвы русских с поляками в 1608 году), Рубеж (граница противостоия войска польского и войска русского), Шиши (поселение повстанцев), Копанево (военные эемлянные укрепления).

На сегодняшний день на территории парка зарегистрирован 101 исторический объект:

  • мемориальные комплексы,
  • памятники архитектуры,
  • культовые сооружения.

На острове озера Дго есть «жертвенный камень», у деревни Аносинки — «страж деревни», у деревни Желюхово и в деревне Боровики — «святой колодец», каменные кресты на кладбищах деревень Горка и Городище, каменные надгробия в деревне Гласково и Жальники

1Барка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской, конной тяги

2Русское плоскодонное парусно-гребное судно, XI — XVIII веков, служившее для транспортировки людей и грузов.

3Дети́нец — одно из названий внутренней городской крепости

4Поса́д (подо́л) — первоначально населённая область за пределами кремля или детинца